Версия для слабовидящих

Профилактика нарушений осанки

Профилактика нарушений осанки

Физические упражнения - ведущее средство устранения нарушений осанки.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно усложняться с возрастом.
В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ¬ами являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем. Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упражнения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения, лежа и с пособиями (палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются наклоны туловища, повороты в сторону.
Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении.
 Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спортивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упражн¬ений на расслабление.
Закреплению навыка правиль¬ной осанки способствуют упражнения у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос¬лый фиксирует внимание детей на пра¬вильном положении тела. Это же реко¬мендуется выполнять во время ходьбы,бега, при проведении подвижных игр с правилами.

Внимание! Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в допол¬нительных занятиях по лечебной физиче¬ской культуре (ЛФК).

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки
1. И. п.: стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
2. И.п.: то же, принять правильное по¬ложение. Отойти от стены, походить, стара-ясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
3. И.п.: то же, принять правильное по¬ложение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить де¬тям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
4. И. п.: то же, принять правильное по¬ложение. Поочередно поднимать ноги впе-ред, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от стены.
5. И.п.: лежа на спине. Голова, туло¬вище, ноги образуют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.
6. И. п.: лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же поло¬жение, которое было принято в положении лежа.
7. Ходьба с мешочком на голове с одно¬временными различными движениями: в полуприседе, с высоким подниманием коленей ит. д.

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет), имеющих нарушения осанки
«Обруч вверх» И. п.: ноги врозь, обруч вниз. 1 - обруч вверх, посмотреть; 2 — к плечам; 3 — вверх; 4 — и. п., сказать «вниз». Следить за перемещением обруча. Повторить 4—5 раз.
«Из руки в руку» И. п.: ноги слегка расставить, обруч вниз в правой руке. 1 —2 — обруч через сторону вверх, передать в другую руку; 3—4 — и. п. Следить за перемещением обруча. То же, обруч в левой руке. Повто¬рить по 2—3 раза каждой рукой.
«Поверни обруч», и. п.: сидя в об¬руче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1-2 - поворот вправо, повернуть и обруч; 3-4 - и. п. То же влево. Смотреть в сторону пово¬рота. Повторить по 3 раза.
«Посмотри в окошко». И. п.: ноги врозь, обруч перед грудью. 1 -2 - одновре¬менно наклон вперед и обруч вперед - вы¬дох; 3-4 - и. п. Повторить 4-5 раз.
«Положи и возьми». И. п.: ноги слегка расставить, обруч вверх. 1 — присесть, положить обруч; 2 — выпрямиться, руки за спину; 3 — присесть, взять обруч; 4 — и. п. Повторить 4—5 раз.
«Весело шагай». И. п.: стоя сере¬диной стопы на обруче, руки на пояс. При¬ставным шагом двигаться по обручу два пол¬ных круга вправо. То же влево. Повторить 2—3 раза.
«Глубоко дыши». И. п.: ноги слег¬ка расставить, обруч у плеч, хват с боков. 1 — обруч вверх, вдох; 2 — и. п. — выдох. По¬вторить 3—4 раза. Темп выполнения упраж¬нения медленный.

Комплекс общеразвивающих упражне¬ний с гимнастической палкой для детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет), имеющих нарушения осанки
И. п.: о. с. - палка внизу. 1 — пал¬ку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плав-ными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить 3—5 раз.
И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3-4 - и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 - поднять палку вверх; 4 - и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
И. п.; стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
И. п.: лежа на животе, палка в пря¬мых руках. 1 —2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3-4 - и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сза¬ди. 1 -4 - ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4-6 раз.
И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 — и. п. — выдох. Повторить 6—8 раз.

Дыхательные упражнения при нарушениях осанки

Положительный эффект при наруше¬ниях осанки дают дыхательные упражнения.
Они оказывают общеукрепляющее воздей¬ствие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамические дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуко¬вая гимнастика).

Упражнения дыхательной гимнастики

«Ветер дует». И. п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс - вдох. 1 -4 - согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произно¬сить звук «у-у-у», принять и. п. Повторить 6—8 раз.
«Гуси шипят». И. п.: стоя, ноги па¬раллельно, руки вниз — вдох. 1 —2 — наклон вперед, голова прямо, руки отвести назад, выдыхая, произносить звук «ш-ш-ш»; 3 - и. п. Повторить 6—8 раз.
«Насос». И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз - вдох. 1 -2 - наклон вправо, скользя как можно ниже правой рукой вдоль тулови¬ща, левая — до подмышки, голова и туловище прямо, выдыхая, произносить звук «с-с-с»; 3-4-и.п., вдох. То же влево. Повторить 4—6 раз.
«Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и вы¬пячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «ш-ш-ш». Повторить 4-6 раз.
«Петух». И. п.: ноги слегка рас¬ставить, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5—6 раз.
«Ежик». И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, мед¬ленно выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Повторить 4—5 раз.